Некоторое время назад все больше производителей продуктов питания стали заниматься вопросом организации партионного учета на своих складах готовой продукции + смены этикеток под новый формат GS-1. А поскольку вопрос выделения и учета партий готовой продукции и перехода на новый ШК на своих складах решен далеко не у всех, то поговорим об этом поподробнее.
Предпосылки
Откуда «ноги растут» у такой активности? Во-первых, это внутренняя потребность руководства компаний – видеть находящуюся на складе продукцию в разрезе партий и сроков годности. Как минимум – для обеспечения метода FEFO где это возможно по условиям договора с клиентами (товары с минимально возможным остаточным сроком годности должны отгружаться в первую очередь).
А во-вторых – внешняя необходимость соответствовать требованиям со стороны сетевых клиентов (надо эти данные указывать в этикетках и потом отправлять по EDI данные по отгрузкам в разрезе партий) и требованиям ГИС «Меркурий» (касается мясопереработчиков и части молочников).
И тот и другой фактор – реальность для пищевиков, поэтому многие и вынуждены самостоятельно или с чьей-то помощью вести учет по партиям. Часто под партией понимается SKU, произведенный в течение 1 дня (1 день = 1 партия). Но есть процедуры проверки прослеживаемости для внешних проверяющих (да и для «Меркурия» в будущем потребуется), поэтому надо бы под партией понимать продукцию, выпущенную за 1 производственный цикл (напр. 1 замес = 1 партия, 1 варка = 1 партия).
Проблемы реализации
По нашей практике реализации подобных проектов самым критичным для ведения партионного учета на складе готовой продукции является процедура маркировки (транспортное место + паллета). Ведь именно в этикетке и должна содержаться необходимая покупателям и проверяющим органам информация.
Сложности возникли тогда, когда сети ввели требования о переходе в этикетках на штрихкод формата GS-1. Производители знали и умели пользоваться типографскими этикетками, привыкли к теперь уже старому ШК формата EAN-13, а тут надо разбираться – как корректно формировать этот новый ШК.
Одним из самых неудобных моментов было требование фиксировать в ШК партию готовой продукции + порядковый номер коробки. Особенно неудобно для NN-го количества предприятий является именно генерация и маркировка индивидуальным номером коробок.
А как нужно?
Вариантов фиксации выпуска готовой продукции вообще не так много, поэтому попробуем разобраться – какие есть варианты маркировки коробов на разных типах производств и как в разных случаях можно обеспечить требования сетей по штрикоду нового формата:
- Типографская этикетка на короба с продукцией с фиксированным весом.
// Чаще всего используется в производстве масла, яйца, консервов и др. Маркировка продукции производится заранее напечатанными типографскими этикетками после выхода продукции с производства с указанием всех необходимых потребительских данных. Всех кроме даты производства, номера партии и коробки. Чаще всего эти данные наносятся вручную (отштампованная или вписанная от руки дата).
// Выход из ситуации – поставить киоск с принтером этикеток, настроить свою «1С» так, чтобы вся нужная информация автоматически попадала в ШК.
- Ручная маркировка весовой продукции.
// Чаще всего используется в производстве сыра, колбасы и др.
// Очень распространены весы «Масса-К» и им подобные, т.к. это надежно и недорого. Только такие весы не позволяют фиксировать номер партии и номера коробок, поэтому мы на практике реализуем сочетание промышленного киоска с весами и принтером этикеток.
Это позволяет получать в электронном виде данные с весов, дополнять их необходимыми данными (в т.ч. партия и номер коробки) и направлять задание на принтер для формирования правильной этикетки. Это сильно экономит время работы сотрудников и повышает точность данных в этикетке.
- Поточная линия для маркировки весовой продукции.
// Обычно это такая весовая продукция как сливочное масло, колбасная продукция, сыр и т.д. Данную маркировку обеспечивают комплексы динамического взвешивания и этикетирования продукции. Чаще всего используются комплексы производства Bizerba и Espera.
// На таких комплексах есть возможность настроить (самим или с помощью обслуживающей компании) новый формат ШК и внесения в него номера партии и коробки.
- Поточная маркировка продукции с фиксированным весом.
// Используется при производстве молока, конфет, майонеза и т.д.
- Хорошо, когда принтер на линии позволяет печатать ШК формата GS-1. Тогда нужно просто настроить его интеграцию с вашей учетной системой и создать правила фиксации партий готовой продукции + индивидуальной нумерации коробок.
- Плохо, когда такой принтер не может работать с ШК формата GS-1. Тогда либо надо покупать новый принтер (а их цена может быть весьма недружелюбной), либо ставить промышленный киоск, интегрированный с «1С» и принтером этикеток. В данном случае в «1С» можно настроить формирование этикетки с нужным набором данных в виде картинки и передать задание на печать этой картинки на принтер.
После нанесения на коробку ШК нужного формата с нужной информацией остается решить организационные вопросы – как разместить отмаркированную продукцию на складе так, чтобы при поступлении заказа от клиента мы смогли быстро набрать и отгрузить продукцию с соответствующими условиям заказа параметрами.
В данном случае это вопрос отчасти организационный (выделить зоны для хранения разных видов продукции + организовать контроль соответствия заказу отгружаемой продукции), а отчасти технический (настроить в своей учетной системе формирование заказа на наборку по правилам FEFO + обеспечить автоматизированную проверку продукции с помощью подключенных к 1С терминалов сбора данных).
Вместо заключения
Все описанные выше действия для настройки ШК под формат GS-1 можно сделать самостоятельно, многие так и поступают. А можно и обратиться к специалистам. Например к нам )) Мы уже не раз реализовали такие проекты, по итогам которых у нас остались и знания – как это сделать, и готовые программные решения, которые существенно ускоряют процесс организации партионного учета на складе и отгрузки готовой продукции в разрезе партий. Поэтому если вдруг так случится, что у вас есть какие-то ограничения по ресурсам (временные или человеческие), или нет понимания как можно по-другому организовать работу своего склада – обращайтесь, будем рады помочь.