Сегодня поговорим о том, как функциональным руководителям ставить задачи IT-исполнителям, чтобы развивать/создавать работающие инструменты в виде IT-системы. Почему именно эта тема? В своей практике мы часто встречаем ситуации, когда функциональный руководитель хочет получить работающее решение от ИТ-ка, а получает либо ничего, либо явно не то, что хотелось.
Делимся своим субъективным мнением (возможно, у кого-то есть свои – более правильные – рецепты постановки задач) о помогающих нам 5-ти «заповедях» (немного пафосно, но это более близко к правде). Рассказывает о них Цыбизов Александр, руководитель направления автоматизации производства (опыт руководства проектными внедрениями автоматизированных систем управления с 2005 г.).
Вообще хотелось бы написать вам явную пошаговую инструкцию («делай РАЗ, делай ДВА, делай ТРИ…»), но за более чем 10-летний опыт нашей работы с проектами внедрения ИТ-систем не нашлось такой явной «таблетки» для закрытия «головной боли» постановки задач ИТ-кам. Поэтому указываем только на набор шагов-подходов к решению взятого в обсуждение вопроса.
Итак, вот они по порядку:
Желание договориться (причем взаимное) – первое, что хочется посоветовать
Звучит, возможно, очень просто или даже банально, но хочется сразу исключить из рассмотрения крайние ситуации, когда:
- функциональный заказчик настойчиво говорит примерно так: «мне нужно, что бы было хорошо, а ты – придумай, как это сделать»
- ИТ — исполнитель говорит: «будет описано формализованное ТЗ (согласно требованиям ГОСТ) – будем разговаривать»
Достаточно такого крайнего настроя хотя бы с одной стороны – и шансы на успех совместной работы над задачей резко стремятся к нулю.
Избежать такой ситуации помогут установки на результат, а точнее вера и напоминание себе – какие профиты принесут сторонам совместно полученные результаты.
Нужны терпение и готовность объяснять (при необходимости с повторениями) суть задачи и весь необходимый контекст для ее решения
Здесь возможны два варианта:
- Подготовленный ИТ–исполнитель. Он знает — как собирать требования с потребителя и будет задавать то количество уточняющих и наводящих вопросов, которое ему необходимо для получения полной картины.
- Неподготовленный ИТ–исполнитель. Ваша задача как потребителя рассказать ему достаточно контекста задачи, чтобы быть уверенным, что вас поняли правильно.
Рассказывайте не только ЧТО вам нужно, но и ДЛЯ ЧЕГО
Понимание эффектов и того, как будет использоваться полученный результат работы ИТ-ка, не только добавляет задаче смыла в глазах исполнителя, но и помогает сделать результат (инструменты в Системе) эффектоориентированными.
Проверяйте, что поставленная задача понята правильно
Тут желательно избежать прямых вопросов «перескажи, как ты меня понял» (никто не любит подозрений в своей глупости), а действовать более тонко:
- После обсуждения задачи (по большей части вашего рассказа) попросите от исполнителя рассказать о способе выполнения, уточняя возникшие вопросы о том, что и как должно быть получено.
- Просите «перевести» непонятные термины из ИТ-го сленга, чтобы у обеих сторон было одинаковое понимание обсуждаемого вопроса.
- Проверяйте промежуточные прототипы решения (от 2 до 5 итераций, в зависимости от сложности задачи и результата).
Предлагайте и обсуждайте варианты, ищите компромиссы
Часто спор и противоречие между функциональным руководителем и IT- исполнителем идет в разных «плоскостях»: правильный «функциональщик» заботится о простоте (скорости, эффективности, продуктивности) процесса, выполняемого с помощью Системы. А ИТ-специалист отстаивает правильность и простоту архитектуры Системы.
В результате обе стороны оказываются правы, но правда каждого – в своей «плоскости». Выходом является обсуждение и предложение сближающих вариантов, учитывающих и той и другой стороны. Практика показывает, что это возможно в большинстве случаев – было бы желание.
Вместо эпилога
В завершение хотим пожелать (и функциональщикам, и ИТ-кам) — будьте точны, будьте корректны, будьте предусмотрительны, будьте взаимно вежливы. И тогда Ваши задачи обязательно будут правильно поняты и выполнены.